Региональная парциальная программа Крымский веночек
Описание образовательной программы
Проблемы воспитания гражданина, формирования культуры межэтнического и межконфессионального общения актуальны для всех стран. Однако подходы к этой проблеме неодинаковы и зависят в значительной степени от конкретных исторических и социально-политических условий, состояния общества, его идеологии.
Первоочередными задачами современной воспитательной политики в Республике Крым являются формирование у детей любви и уважения к своей малой и большой Родине, гражданской позиции, толерантного сознания и поведения, в частности, этнической толерантности (Концепция патриотического и духовно-нравственного воспитания населения в Республике Крым, утвержденная Указом Главы Республики Крым от 18 декабря 2014 г. № 522-У). Учитывая своеобразие культур народов Крыма, педагоги должны уделять особое внимание формированию не только национального самосознания и базиса личностной культуры, означающего, что ребенок приобщается к общим, непреходящим человеческим ценностям, но и навыков уважительного и терпимого отношения к иным культурам. Новизна Программы заключается в реализации принципа интеграции федерального и регионального содержания дошкольного образования. Представленная Программа является региональной парциальной образовательной программой, в содержание которой внесены изменения и дополнения в соответствии с основополагающими требованиями ФГОС ДО, задачами государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» (постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795). Реализация задач ФГОС ДО требует разработки программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей, а также формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей (Раздел 1. п.1.6.). Одним из основных принципов дошкольного образования (Раздел 1. п.1.4.) является учет этнокультурной ситуации развития детей.
Программа состоит из трех основных разделов – целевого, организационного и содержательного. Целевой раздел представлен пояснительной запиской, планируемыми результатами освоения программы, а также значимыми для разработки и реализации программы характеристиками. В пояснительной записке определены основные цели и задачи реализации программы, принципы и подходы к ее формированию, новизна и актуальность, отличительные особенности программы. Также в пояснительной записке дано описание учебно-методического обеспечения программы и формы взаимодействия с семьями воспитанников. В организационном разделе описаны условия реализации каждого раздела программы. Содержательная часть программы представлена разделами «Природа Крыма», «Люди Крыма и их культуры», «Взаимодействие с семьями воспитанников». Раздел «Люди Крыма и их культуры» конкретизируется в подразделах: «Речевое общение на родном языке и “языке соседа”», «Традиционная и современная культура людей, живущих в Крыму», «История людей и памятников», «Художественная литература», «Музыка», «Играем вместе». Каждый раздел определяет основные цели и задачи в работе с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, необходимый объем знаний и умений детей. Завершают этот раздел программы «Методические подходы к построению педагогического процесса». Программа «Крымский веночек» ориентирована на детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста (от 3 до 7 лет), посещающих дошкольные образовательные учреждения. Наряду с разделами программы, описывающими особенности крымского региона, как природного, так и социального, в программу введен раздел «Взаимодействие с семьями воспитанников». Этим программа подчеркивает ценность семьи как уникального института воспитания. В разделе описаны как традиционные формы работы с родителями (законными представителями) воспитанников, так и инновационные. Использование предложенных форм работы позволят педагогам успешно реализовать программу. Целевые ориентиры программы «Крымский веночек» определены для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста по разделам программы. Программа «Крымский веночек» входит в часть, формируемую участниками образовательных отношений основной образовательной программы дошкольного образования. Ее реализация должна осуществляться во всех образовательных областях развития ребенка: социально-коммуникативном, познавательном, речевом, художественно-эстетическом, физическом развитии. Реализация программы осуществляется в организованной познавательной (НОД), проектной и самостоятельной деятельности детей; в совместной продуктивной деятельности взрослых и детей; при подготовке и проведении праздников и вечеров развлечений, а также в повседневной жизни: во время прогулок, наблюдений, экскурсий, бесед, в индивидуальной работе, в процессе ознакомления с художественной литературой, при организации самостоятельной художественной и театрализованной деятельности, в работе с родителями и т.д. Общими методическими подходами к построению педагогического процесса в дошкольных образовательных организациях являются: – от восприятия информации к идеям и обобщениям, знаниям, представлениям; – накопление опыта различных контактов с объектами окружающего мира, рефлексия этого опыта, интеграция впечатлений в целостную картину мира; – через приобщение к духовной сокровищнице своей нации к пониманию того, что мир прекрасен своим многообразием; – этнокультурный компонент (фольклор, народные игры, декоративно-прикладное искусство, природа) позволяет создать необходимый для детского восприятия эмоциональный фон, пробудить интерес, повысить уровень мотивации к обучению. Это средство пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности, художественного развития, приобщения к красоте и самобытности народа. Это путь к культуре отношений между людьми.