Советы педагогам
18.11.2021
Консультация для педагогов: «Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия»
18.11.2021
Консультация для педагогов:
«Игры и упражнения на развитие
фонематического восприятия»
Подготовила:
Учитель-логопед
Умерова Маджубе Серверовна
Фонематический
слух – тонкий
систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения
и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.
Фонематическое
восприятие – специальные умственные действия при дифференцировании фонем и
установлению звуковой структуры слова.
Фонематический
анализ и синтез – умственные
действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова.
Исследования лингвистов показали, что уже к
двум годам, а точнее к году и семи месяцам, фонематический слух ребенка
оказывается сформированным.
Фонематический
анализ является более сложной функцией, формирующейся у детей на более поздних
этапах развития речи. В процессе фонематического анализа слово не только
узнается на основе восприятия и различения фонем, но и расчленяется на
составные элементы, звуки. Таким образом, фонематический анализ является
сложной аналитической функцией и рассматривается как процесс умственного
действия.
Овладение
ребенком речью связано с его повышенным интересом к звуковой ее стороне.
Звуковая оболочка слова очень рано начинает привлекать внимание ребенка, а
ориентировка его в звуковой форме речи возникает уже в преддошкольном возрасте.
Ребенка с
колыбели учат реагировать на интонацию слов, смысл которых ему еще не ясен, на
ритм, на звучание слов. Уже в конце первого года жизни малыш замечает, что
слова различаются по своему звучанию. Он начинает отличать одни речевые звуки
от других, старается правильно произносить их. К концу второго года он
различает все звуки родного языка, слышит их в речи окружающих людей,
произносит сам. Малыш уже в состоянии заметить неправильность произношения
звуков в словах своих сверстников,
делает попытки исправить их, т.е. ему становится доступным фонематическое
различение звуков в слове.
Учась
отличать одно слово от другого, придумывая песенки, состоящие из набора разных
звуков, вслушиваясь в их сочетания, наслаждаясь их звучанием, ребенок
производит большую мыслительную работу над звуковой стороной слова. Подобные
действия со словами важны, так как дети в таких случаях манипулируют словом как
звуковым комплексом, освобожденным от лексического значения.
В дальнейшем
ребенок специально учится вслушиваться в
звуки, из которых состоят слова, различать их, вычленять из слова,
анализировать звуковой и слоговой состав, «слышать» ударение.
Такой путь в
овладении стороной слова совершает каждый ребенок дошкольного возраста. Чтобы
не было задержки в речевом развитии ребенка, этот путь не должен осуществляться
стихийно. Взрослый своевременно приходит на помощь малышу и целенаправленно
руководит развитием его речевой деятельности.
Знакомство
детей со звуковой стороной слова начинается с момента прихода их в детский сад,
еще в младших группах, когда дошкольников приучают при выполнении упражнений на
занятиях и в речевых играх отчетливо и внятно произносить гласные и согласные
звуки, отдельные слова, вслушиваться в звучание слова, соотносить звучащее
слово с предметом и картинкой, различать на слух сходные и разные по звучанию
звукосочетания, произносить звукоподражательные слова в разном темпе (быстро,
медленно), с разной силой голоса (тихо, громко).
У детей
среднего возраста интерес к звучанию слова еще более возрастает. Они с
удовольствием вслушиваются в слова, находят сходство и различие в их звучании,
отмечают интонационную выразительность речи, выделяют рифмующиеся слова,
гласные и согласные звуки, увлеченно играют со звучалками, стишками,
придумывают песенки, состоящие из набора разных звуков, вслушиваясь в их сочетание
и наслаждаясь их звучанием. Дети старшего возраста уже произносят все звуки: их
артикуляционный аппарат готов к произнесению даже самых трудных звуков.
Педагог
уделяет серьезное внимание развитию фонематического слуха и артикуляционного
аппарата воспитанников: следит за выразительностью интонаций, правильностью
ударения, регулирует силу голоса. Дети старшего возраста различают звуки на
слух, называют слова с определенным звуком, находят слова с этим звуком,
определяют место звука в слове. У них развивается способность к звуковому
анализу слова, пробуждается интерес к его ритмико-слоговому строению.
Детей
подготовительной к школе группы учат делить двусложные (ма-ма, ка-ша) и
трехсложные (ма-ши-на) слова на слоги (части), находить и называть каждую часть
слова, составлять слова из слогов (устно); определять последовательное звучание
слогов в слове, самостоятельно преобразовывать слова, состоящие из одной-двух
частей, в слова двусложные и трехсложные (сани — саночки; лук — лучок —
лучище); отрабатывать дикцию: отчетливо и внятно произносить слова;
совершенствуют фонематический слух: умение называть слова с определенным
звуком, в предложении находить слова с этим звуком, определять место звука в
слове (в начале, в середине, в конце слова).
При
формировании умения вслушиваться в звучание разных слов, умения слышать слова и
звуки нужно прежде всего обучить дошкольника правильному употреблению и
пониманию терминов «слово», «звук», «слог» (часть слова).
Особое место
в работе с детьми по развитию речи должно быть отведено наглядной демонстрации
звучания слова: разности и схожести звучания отдельных слов, последовательной
смене одного звука другим, порядку следования звуков (а в дальнейшем и слогов)
в слове, уяснению того, что слова состоят из звучащих элементов (звуков), что
звуковая окраска слов различна.
Во всех
возрастных группах работа воспитателя по ознакомлению дошкольника со звучащим
словом тесно связывается с развитием других сторон речи. В играх и упражнениях
продолжается работа по активизации и уточнению словаря детей, закреплению
грамматического строя речи, совершенствованию диалогической и монологической
формы речи.
«Игры и упражнения на развитие
фонематического восприятия у дошкольников»
Выделение первого и последнего звука в
словах
1. «Начни
говорить слово, а я догадаюсь».
2.
«Магазин» - заплатить первым (последним)
звуком в названии покупки.
3.
«Умная машина» - сигналит пешеходам первым
звуком в их имени.
4.
«Поймай слово за хвост!»
5.
«Я начну, а ты закончи».
6.
«Угадай, что я прошу» - выбрать один из трех
предметов.
7. «Кто в домике живет?» - с данным звуком в начале.
8.«Вагончики» - в первом или последнем поедет звук ... ?
Где слышно данный звук в данном слове?
Интонационное выделение последовательности фонем в слове
1.
«Превращение в
[...] жуков, змей, и т.п.» -
разговаривать, выделяя голосом нужный звук.
2.
«Заколдованный (ударный гласный) звук» -
звучит дольше и громче в слове.
3.
«Клавиши» - ударить первый, второй, третий
звуки в слове. (Предметные картинки - слово из трех - четырех звуков и
три - четыре клавиши-фишки).
4.
«Диктант»
- дети медленно диктуют слова, последовательно выделяя звуки, воспитатель
записывает.
5.
«Звуковые домики»:
а) «Позови звуки домой» - по очереди»;
б) «Звук потерялся» - первый, второй, третий;
в) «Звуки открывают свои
окошечки друг за другом» - дети их сразу узнают и называют.
7.
«Учим говорить Незнайку» - он пропускает
звуки в словах.
8.
«Письмо Незнайки» - пропущены звуки (буквы).
Какие?
Различение гласных и согласных звуков
1. «Называю звук - поднимите фишку» - красную, если
звук гласный, синюю - если
согласный.
2.
«Братцы-гласные дружат с согласными звуками» - ОП, AT, УК, ИМ, ЫВ. Назвать второй звук после гласного.
3.
«Какой второй звук в именах братцев-гласных
Ах, Ох и т.д.?»
4.
«Покажи фишку»
(красную-синюю) - выделение гласных и согласных из потока звуков: а,
т, о, у, п, к, э, и, м, н.
5.
«Что мешает петь согласному звуку?» - губы: п,
б, м; язык и зубы: н, т, д.
6.
«Живые звуки (буквы)».
7.
«Звуки, стройтесь в слоги!»
8.
«Ловим
звуки: левой рукой
гласный, правой -
согласный» (можно наоборот) - [а-а-а-т], [т-а-а-а].
10.«У кого из гостей в именах первый звук гласный, а у
кого - согласный?» 11. «Кто из гостей произносит последним гласный/согласный
звук?» - ГАВ, МЯУ, МУ, КУКАРЕКУ и т.д.
Дифференцирование согласных звуков по твердости-мягкости.
Знакомство с твердыми и мягкими согласными звуками
1.
«Тим изменяет согласный звук, который
произносит Том».
2.
«Том и Тим по-разному читают» (называют
буквы) - мягко-твердо.
3.
«Тим изменяет слова Тома» - ЛУК - ЛЮК, ПОЛ - ПИЛ и т.д.
4.
«Тим и Том ссорятся» - делят картинку,
игрушки, сладости, школьные предметы, в названии которых есть мягкие
согласные или нет ни одного.
5.
«Том и Тим собираются...»: на прогулку, в
школу, в поход. Назвать, кто что возьмет с собой, наденет, обует; выбрать
из двух - трех слов.
6.
«Тим и Том готовят обед» - посуда,
продукты».
7.
«Тим и Том в зоопарке» (в лесу, на рыбалке, в
саду, на огороде и т.д.)
8.
«Звуковое лото» - картинки, схемы слов.
9. «В каком окошке кто живет?» - в каком окошке чей
звук?
10.«Магазин» - продавцы Тим и Том,
чеки - схемы слов.
11 .«Зоопарк» - за кем из животных будут ухаживать Тим и
Том?
12.«Тим и Том помирились» - Том говорит первую часть
слова, А Тим вторую (и наоборот): картинки: ПО-ЛЕ, ЛИ-СА, СА-НИ и т.д.
13.«Кто
говорит первую часть слова, а кто вторую - Тим или Том.
Звуковой анализ простых слов из трех звуков
1.
Пропоем в слове каждый звук» - жжжжууууукккк.
2.
«Звуковые домики» - три окошка + шторки трех
цветов:
а) позвать домой первый, второй, третий звуки;
б) повесить в окошки шторки нужного цвета.
3.
«Построим дом» - кубики трех цветов первому,
второму, третьему звукам: поставить кубик (окошки) нужного цвета.
4.
«Кто в каком домике живет?» - готовые
звуковые домики из кубиков трех цветов: «оса (к-с-к)», «жук (с-к-с)», «пес
(з-к-с)» и т.д.
5.
«Кто больше гостей пригласит в свой домик?» -
готовая схема слов.
6.
«Позови
домой звук» -
третий, первый, второй
в разной последовательности.
7.
«Кто из гостей (игрушки) «написал» свое
слово?»
8.
«Напиши слово своего гостя».
9.
«Угадай, кто у тебя в гостях?» - ребенок сам
выкладывает схему первого из трех-четырех знакомых слов: ГАВ, ПИК, КВА,
МЯУ.
10.«Ловим и выпускаем звуки по порядку».
11.«Покажи картинку» - в названии которой первый звук ...,
второй ..., третий ....
12.«Магазин»
- на «чеках» находятся звуковые схемы простых слов: КОТ,
ЛАНЬ, КИТ, ЖУК, ЛЕВ, ЛИС, ОСА, ПЕС,
ЧАЙ, СОЛЬ, РИС и т.д. 13.«Звуковое лото: Чья картинка?» - кому подходит эта
схема (звуковой домик)?
Выделение качественных признаков
согласных звуков
1. «Домики звуков» - в которых находятся их портреты
(буквы):
•
красный для гласных;
•
зеленый со звоночком: мягкий, звонкий
согласный;
•
зеленый без звоночка: мягкий глухой согласный;
•
синий со звоночком: твердый звонкий
согласный;
•
синий без звоночка: твердый глухой согласный.
Варианты:
а) «Где живет звук?» - объясни почему?;
б) «Какие звуки живут в этом домике?»;
в) «Нарисуем портрет знакомых звуков (буквы) и
разложим их в домики»;
г) Нарисуем буквы» - рисовать ручками трех цветов.
2.
«Раскрасим слово, написанное простым
карандашом».
3.
«Цветной диктант» - схема слов (пустые
квадратики, количество которых соответствует
количеству звуков в
слове). Закрашивать «окошки»
в нужный цвет.
4.
«Кто первый?» - назвать гласный звук, звонкий
согласный, и т.д.
5.
«Покажи картинку», в названии которой есть
звонкий мягкий согласный звук, глухой твердый согласный и т.д.
6.
«Магазин» - дети «платят» за игрушку, выделяя
первый звук в ее названии и давая ему качественную характеристику.