Страничка учителя-логопеда
01.09.2020
Советы родителям!
23.03.2021
ПАМЯТКА
РОДИТЕЛЯМ
СОВЕТЫ
ЛОГОПЕДА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Подготовила
учитель-логопед
Умерова М.С.
Совет №1 — НАЧНЕМ С ВАС.
Речь
не возникает сама по себе, ей необходимо учиться, и возможно это только в
процессе общения. Даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с
ребенком. Ребенок легче понимает обращенную речь, если она объясняет то, что
происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.
Совет №2 — ВСТРЕЧА ВЗГЛЯДОВ
Озвучивайте
любую ситуацию – но только если вы видите, что ребенок слышит и видит вас. Не
говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ваш ребенок
чрезмерно активный, постоянно двигается.
Если ваш малыш еще только лепечет или говорит мало слов, старайтесь, чтобы он
видел вашу артикуляцию.
Совет №3 — ГОВОРИТЕ ЧЕТКО
Говорите
просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, фразу. Дети очень чутки к
интонации — поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение,
произносите как можно более выразительно.
Совет №4 — ТО ЖЕ, НО ПО-РАЗНОМУ
Повторяйте
много раз одно и то же слово, фразу (меняя порядок слов). Чтобы ребенок усвоил
новое слово, употребляйте его не единожды и в разных контекстах.
Совет №5 — НЕ ПЕРЕУСЕРДСТВУЙТЕ
Не
употребляйте слишком длинных фраз. Не перегружайте ребенка, предъявляя ему
сразу большое количество заведомо незнакомых слов.
Совет №6 — ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ — ЗАЛОГ
УСПЕХА
Произносите
новое слово в эмоционально благоприятной ситуации. Психологи заметили: в таких
условиях ребенок обучается в десять раз лучше.
Совет №7 — ВСЕ ЧУВСТВА В СОЮЗЕ С РЕЧЬЮ
Важно,
чтобы ребенок имел возможность видеть, трогать, нюхать, то есть изучать предмет
разными способами. Если увидите, что ребенок взял предмет, сразу же назовите
его несколько раз – четко и выразительно.
Совет №8 — В ОСНОВЕ РЕЧИ — СТРЕМЛЕНИЕ К
ОБЩЕНИЮ.
Всегда
одобряйте желание ребенка вступить с вами в контакт. Поддерживайте его
стремление общаться!
Совет №9 — СТРЕМИМСЯ К РАЗНООБРАЗИЮ
Если
лепет малыша однообразен, старайтесь обогатить его, предлагая цепочку слов с
другими согласными и гласными (дя-дя-дя, ма-ма-ма, ка-ко-ку).
Совет №10 — УВАЖАЙТЕ ПОПЫТКИ РЕБЕНКА
ГОВОРИТЬ.
Речь
развивается на основе подражания и самоподражания. Когда ребенок говорит один
или вместе с вами, выключайте громкую музыку, телевизор и старайтесь дать ему
возможность слышать себя и вас. Не сюсюкайте с ребенком, ведь вы не хотите
потом переучивать его общаться нормально.
Совет №11 — УЧИТЕ В ИГРЕ.
Создавайте
такие ситуации в игре, где ребенку понадобится звукоподражание. Побуждаете вы,
а не ситуация.
Совет №12 — НЕ ПРЕДУПРЕЖДАЙТЕ ЖЕЛАНИЙ
РЕБЕНКА.
Родители
пытаются угадать желания своего ребенка. У малыша не возникает необходимости
произносить что-либо. Есть опасность задержать ребенка на стадии жестового
общения.
Совет №13 — РАСШИРЯЙТЕ СЛОВАРЬ.
Ребенок
владеет словом на двух уровнях:
понимает
его – пассивный словарь,
говорит
– активный.
Если
вы пополняете ресурс понимания, это обязательно приведет к лексическому взрыву.
Совет №14 — ВЕДИТЕ ДНЕВНИК.
Фиксируйте
его речевые достижения, записывайте, сколько слов он понимает, какие
произносит.
Совет №15 — РАЗВИВАЙТЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ
ЗВУК.
Побуждайте
различать близкие звуки, слова, отличающиеся 1 звуком (крыса-крыша).
Совет №16 — НЕ ПРЕНЕБРЕГАЙТЕ
ЗВУКОПОДРАЖАНИЕМ.
Используйте
слова типа «бух», «ням-ням», «ав-ав». Создайте основу для полноценной речи.
Совет №17 — ЧИТАЙТЕ … .
Читайте
короткие сказки, стихи по несколько раз – дети лучше воспринимают тексты,
которые они уже слышали.
Совет №18 — ПАЛЬЧИКИ НА ПОМОЩЬ РЕЧИ
Развивайте
мелкую моторику – точные движения пальцев руки. Она тесно связана с развитием
речи.
Совет №19 — БУДЬТЕ ТЕРПЕЛИВЫ,
СНИСХОДИТЕЛЬНЫ И … ОСТОРОЖНЫ.
Если
ребенок неверно произносит звуки, не смейтесь, не повторяйте неправильное
произношение. Побуждайте ребенка послушать правильное произнесение и попытаться
его повторить.
Совет №20 — ТОЛЬКО ВЫ!
Помните:
только вы способны помочь ребенку развиваться гармонично. Не забывайте активно
радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша.
ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ!
Артикуляционная гимнастика
23.03.2021
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Подготовила
учитель-логопед Умерова М.С.
Артикуляционная гимнастика для языка и губ, щек и неба просто необходима
для детей, у которых есть отклонения в речи. Для того чтобы понять, правильно
ли говорит ваш ребенок, предлагаю ответить на несколько вопросов, чтоб понять,
нуждается ли ваш малыш в помощи логопеда. Отвечать на вопросы нужно «да» или «нет».
1. Ребенок меняет слоги местами,
недоговаривает части слова, не может связывать слова между собой.
2. Во время разговора создается
впечатление, что малышу во рту что-то мешает.
3. Ребенок всегда говорит в нос.
4. Малыш не ест твердую пищу.
5. Ребенку больше 3 лет, а его понимают
только близкие родственники.
6. Ребенок в своей речи не пользуется
глагольным словарем, не может пересказывать сказки.
7. Не может удерживать высунутый язык
ровно и неподвижно.
8.Ребенку трудно управлять своим
языком: поднимать вверх, двигать им в разные стороны.
9. Не может надувать щеки.
10. Не может пощелкать языком как
лошадка.
Теперь посчитайте положительные ответы.
Если вы ответили «да» на 5 вопросов, то стоит
обратить внимание на артикуляцию ребенка,
если у вас 7 положительных ответов – необходимо записаться на консультацию к
логопеду, если 9 положительных ответов – вашему ребенку просто необходима
помощь специалиста. Можно конечно ждать, что ребенок сам рано или поздно
научиться всему. Но вам необходимо знать, какие последствия стоят за
плохой артикуляцией у детей. В первую очередь, это проблемы с
успеваемостью, из-за нарушения фонематического слуха, что в дальнейшим приведет
к нарушению письменной речи. Также у ребенка снижается самооценка, у него
возникают трудности в общении, которые приводят к тяжелой адаптации в
коллективе и снижению познавательной активности.
Артикуляционной гимнастикой пользуются не только дети, но и дикторы, певцы и актеры, потому что
эти упражнения помогают речь сделать четкой, понятной. Я хочу вас познакомить с
самыми распространенными упражнениями артикуляционной гимнастики.
1. «Заборчик» -
широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на
нижних). Удерживать такое положение 5-7 с.
2. «Слоник» -
вытянуть губы вперед «трубочкой» (зубы сжаты). Удерживать так 5-7 с.
3. Чередовать упражнения «Заборчик» и «Слоник». Нижняя
челюсть не двигается, двигаются только губы. Повторять по 5 – 6 раз.
4. «Непослушный язычок».
- широкий плоский кончик языка пошлепать губками, произнося «пя-пя-пя.». Повторить 3раза.
5. «Лопаточка».
Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу.
6. «Оближем губки». Рот
открыть. Медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю
губу по кругу
7. «Часики». Растянуть
губы в улыбку. Рот приоткрыть. Кончиком узкого языка попеременно дотрагиваться
до уголков рта.
8. «Змейка». Рот
открыть. Узкий язык сильно выдвигать вперед и убирать обратно в рот. Не
прикасаться к губам и зубам.
9. «Орешек». Рот
закрыть, напряженным языком упираться то в одну щеку, то в другую.
10. «Загони мяч в ворота».
Положить широкий язык на нижнюю губу и плавно, со звуком Ф, задуть ватный
шарик, лежащий на столе, между двумя кубиками. Щеки не должны надуваться.
11. «Киска сердится».
Открыть рот. Кончик языка упереть в нижние зубы. Язык приподнять вверх. Спинка
языка должна быть выгнута, как спинка у кошки, когда она сердится.
12. «Прокати карандаш».
Положить карандаш на стол перед собой. Улыбнуться, положить широкий передний
край языка на нижнюю губу («Лопаточка») и
медленно, на выдохе подуть на карандаш так, чтобы он покатился.
Выполняйте эти упражнения ежедневно по
5-7 минут в день перед зеркалом. Не забывайте хвалить своего малыша, и вы
увидите результат!
Консультация для родителей воспитанников старшей и подготовительной группы
18.11.2021
«Роль игры в подготовке
детей к обучению
грамоте»
Подготовила:
Учитель-логопед
Умерова
М. С.
Всем известно, что показателем речевого развития ребенка
является развитие фонематического слуха – умение узнавать и различать звуки на
слух. Как же определить умеет ли ребенок различать звуки, замечает ли их в
словах? Поиграйте с ребенком в звуки!
Я использую игровые моменты, направленные на развитие
фонематического слуха и формирование звукового анализа, которые позволяют
закрепить свойственный детям интерес к звуковой стороне речи.
Дети этого возраста внимательны к звуковой стороне мира,
любят подражать жужжанию мухи, скрипу двери, кваканью лягушки – всему живому и
неживому, что звучит.
Посмотрите, на первый взгляд обыкновенный кубик, но для
детей это «Волшебный кубик» с картинкой на каждой грани. Ребенок бросает кубик
и произносит: «Вертись, крутись, на бочок ложись». Увидев картинку, он
изображает то, что нарисовано на верхней грани и произносит соответствующий
звук: песенка водички с-с-с, песенка комара з-з-з, большого и маленького
комарика и т.д.
Игра «Эхо» - ребенок повторяет за взрослым слово с
выделением какого-либо звука.
Игра «Кот в мешке» - найти предмет и назвать, на какой звук
начинается.
Игра «Лишние слова» - из четырех-пяти слов убрать слово, в
котором нет определенного звука.
При формировании понятий «гласный» и «согласный» звук этот
процесс осложняется тем, что мышление ребенка в дошкольном возрасте
преимущественно наглядно-образное, т.е. малыш оперирует в основном образами, а
не понятиями. Для решения этой проблемы я использую специальный
наглядно-дидактический материал, который поможет ребенку – дошкольнику связать
образ и понятие в единое целое.
Составлять схемы модели
слов помогают игры с кубиками, грани которых окрашены в красный, синий и
зеленый цвет. С кубиками можно действовать как за столом, так и на ковре;
строить модели слов по горизонтали и башенками; убирать, подставлять и менять
звук, получая новое слово. Таким образом, происходит словоизменение.
Особая сложность
обучения чтению в русском языке заключается в том, что букв в нашем алфавите
меньше, чем звуков. Пары твердых и мягких согласных обозначаются одной и той же
буквой. Например, слово Маша и Миша начинаются с разных звуков – «м» и «мь», но
обозначаются одной и той же буквой. Что же указывает человеку на то, как эту
букву прочесть? Следующая гласная буква. Способ чтения прямого слога
заключается в том, что мы читаем как бы «задом наперед», читающий должен
сначала посмотреть на гласную букву, затем перевести взгляд на согласную и
произнести ее твердо или мягко в зависимости от гласной. Человек, хорошо
владеющий навыком чтение, делает это настолько быстро, что проследить за этим
процессом практически невозможно. А вот начинающий читать ребенок этому
действию должен быть специально научен. И поэтому в процессе обучения мы на
подготовленном плакате отмечаем, какая буква дружит с твердым согласным, а
какая с мягким согласным.
Многие родители
недоумевают, что дети уже хорошо узнают почти все буквы, а читать не хотят, не
смотря на все старания взрослых. Но дело в том, что чтение и узнавание
отдельных букв – совершенно разные процессы. Основой чтения является не только
и не столько «узнавание», сколько подробная зрительная дифференцировка,
сложнейшие механизмы сличения и различения, близких по конфигурации элементов и
букв. При этом время такого различения должно быть достаточно коротким, иначе
забывается предыдущая буква, и чтение становится невозможным или очень
затруднительным. Подобные трудности часто и определяют «нежелание» ребенка
читать.
В этот период
целесообразно не заставлять малышей читать, а помочь им дифференцировать и
различать буквы. Очень полезным может быть следующее игровое задание: «Сложи
букву из частей». Начинать следует со складывания одной буквы, затем можно
«перепутать» части двух разных по конфигурации букв, затем двух близких по
конфигурации букв. Такая работа не только интересна, но и очень эффективна, так
как способствует формированию тех функций, которые необходимы для чтения.
Игра «Что выберет Катя»
развивает навыки звукобуквенного анализа, зрительного внимания и восприятия.
Я повторюсь, что чтение
требует от детей умения держать в поле зрения все слово.
Важно не научить ребенка
читать, а развивать его речь, способность различать звуки; не научить писать, а
создать условия для развития координированных движений рук и пальцев. Такие
упражнения чередуются с гимнастикой для пальчиков, которую так же обыграем,
используя речевое сопровождение. Например, «Повстречались».
Повстречались два
котенка: «Мяу-мяу!»
Два щенка: «Ав-ав!»
Два жеребенка: «Иго-го!»
Два тигренка: «Р-р-р!»
Два быка: «Му-у!»
Смотри, какие рога.
Еще считаю
целесообразным соединять дидактические игры и задания с движением, что снимает
нагрузку, связанную с сидением, повышает работоспособность детей, улучшает
качество усвоения знаний.
Подвижные игры позволяют
детям без излишнего напряжения овладеть наиболее сложным программным
материалом, закрепить его усвоение. Проводя игру, нужно стремиться к тому,
чтобы дети могли достичь игровой цели только усвоив программный материал.
Например, в игре «Кто быстрее построит пирамиду» участники только в том случае
построят пирамиду правильно, если сумеют проанализировать слова по звуковому
составу.
В играх дети получают
возможность самостоятельно действовать в определенных ситуациях или с
определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный
опыт. Например, в игре «Кто скорее перенесет предметы», они самостоятельно среди
множества игрушек отбирают нужные те, названия которых начинаются с тех или
иных звуков, самостоятельно переносят их в определенное место, самостоятельно
проверяют правильность выполнения задания, выявляют ошибки.
Только в условиях игры
появляется возможность обеспечить нужное количество повторений на разном
материале при сохранении эмоционально положительного отношения детей к заданию.
Подвижные игры,
соединенные с дидактическими задачами обучения, развивают речевую активность
детей, способствуют повышению результативности обучения.
Педагогическая практика
подтверждает, что при условии правильного применения научно выверенных игровых
методик, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в
дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить то, что будет основой в
дальнейшем обучении в школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу
– имеется в виду на количество накопленных знаний, а именно готовность к
мыслительной деятельности, зрелость ума – тем успешнее, а значит, счастливее
будет для него начало этого очень важного для каждого человека периода –
школьного детства.