Особенности организации инклюзивного образования
01.04.2019
Особенности
организации инклюзивного образования
Образовательный процесс детского сада
предусматривает как уход и заботу о детях, так и процессы воспитания и обучения
знаниям, важным жизненным навыкам, развитие личностных качеств и способностей
детей, коррекцию их дефицитов в развитии. Включение детей с особыми
образовательными потребностями в образовательный процесс ДОУ изменяет, прежде
всего, установки взрослых на детей – у всех детей есть
особенности, особые образовательные потребности не только у «особых».
Как сделать качественным образование и
социальное взаимодействие детей с учетом их индивидуальных различий?
При таком подходе меняется педагогика в
целом, она становится включающей, инклюзивной, не только в том смысле, что
особые дети должны быть включены в уже отстроенный процесс трансляции знаний,
умений и навыков нормально развивающимся детям, а в том, что образование с
учетом индивидуальных различий детей требует создания новых форм и способов
организации образовательного процесса. Такое образование требует постоянного
творческого вклада от каждого, в творческий процесс образования включаются все
его участники – педагоги, родители, дети, администрация. Сейчас мало кто в
нашей стране готов к такому повороту событий. Условия, которые есть на сегодняшний
день, не достаточны для инклюзии: квалификация кадров, отсутствие нормативной
базы, достаточно затратный процесс. Поэтому надо рассматривать современный этап
как переходный и двигаться очень медленно, предусматривая каждый шаг,
анализируя условия и подбирая средства для реализации инклюзивной практики.
Инклюзивное образование строится на
следующих принципах:
·
Принцип
индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств
обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей
каждого из детей группы. Индивидуальные программы развития ребенка построены на
диагностике функционального состояния ребенка и предполагают выработку
индивидуальной стратегии развития конкретного ребенка. Индивидуальный подход
предполагает не только внешнее внимание к нуждам ребенка, но предоставляет
самому ребенку возможности реализовывать свою индивидуальность.
·
Принцип
поддержки самостоятельной активности ребенка. Важным условием успешности
инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной
активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования
социально активной личности. Личности, которая является субъектом своего
развития и социально значимой деятельности. Когда активность находится целиком
на стороне взрослых, которые заботятся о ребенке, считая, что его особенности
не позволяют ему реализовывать свои возможности, формируется «выученная
беспомощность», феномен, когда ребенок ожидает внешней инициативы, сам
оставаясь пассивным. То же может произойти с родителями детей с ОВЗ. Родители
могут ожидать помощи или активно добиваться льгот от государства, игнорируя
собственные возможности для участия в социальной жизни.
·
Принцип
активного включения в образовательный процесс всех его участников предполагает
создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения
плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Инклюзия – это активное
включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную
деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров,
праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.
·
Принцип
междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных
характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к
определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты
(воспитатель, логопед, тьютер, социальный педагог, психолог, дефектолог, при
участии старшего воспитателя), работающие в группе, регулярно проводят
диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план
действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом.
·
Принцип
вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Включение в
инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает
наличие вариативной развивающей среды, т.е. необходимых развивающих и
дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной
методической базы обучения и воспитания и способность использования педагогом
разнообразных методов и средств работы, как по общей, так и специальной
педагогики.
·
Принцип
партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов будут
эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют
потребностям семьи. Задача специалиста – установить доверительные партнерские
отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу
родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их
ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку
ребенка.
Условия реализации инклюзивной практики в
детском саду:
Требования к воспитателям и специалистам,
работающим в данной группе:
- Педагоги знают теории развития детей,
владеют разнообразными методами
обучения и воспитания;
- Способствуют развитию положительной
самооценки детей;
- Разговаривают с детьми дружелюбно,
вежливо и уважительно, обращаясь к ним по именам;
- Знают сильные стороны личности каждого
ребенка и его достижения на протяжении времени; ежедневно выявляют индивидуальные навыки
и достижения каждого ребенка и хвалят его за это, заботясь о том, чтобы
получили признание достижения каждого ребенка;
- Поддерживают позитивное взаимодействие с
родителями;
- Сообщают семьям о достижениях их детей;
- Предоставляют детям равные возможности
принимать участие во
всех видах занятий;
- Предоставляют детям возможность выбора
вида активности и время для самостоятельной работы в группах. Направляют и
стимулируют процесс саморегулирования у детей, предоставляя им материалы, время
и место для выбора и планирования их собственных занятий;
- Способствуют тому, чтобы дети были
вовлечены в организацию праздников, выставок, спортивных состязаний, экскурсий
и других занятий;
- Вовлекают детей в процесс выработки
ясных и понятных требований и правил к поведению;
- Используют ситуации в жизни детского
сада, чтобы помочь детям
видеть дискриминацию, предубеждения и
стереотипы, а также обсуждают этические аспекты неравенства;
- Создают ситуации, когда дети
сотрудничают друг с другом, выполняют что-либо по очереди и помогают друг другу
для достижения положительного результата;
-Демонстрируют желательное поведение в
различных ситуациях.
Организация предметно-развивающей среды
образовательного процесса:
Большое внимание в образовательной программе должно быть уделено самостоятельной
деятельности детей. Для стимуляции детской активности воспитатели могут
использовать принципы организации предметно-развивающей среды:
• Среда
должна быть безопасной.
• Среда
должна быть комфортной и уютной.
•Среда
организуется в каждой группе на основе представлений о возрастных
закономерностях развития детей в соответствии с их интересами таким образом,
чтобы у детей были оптимальные возможности проявлять активность, работать как в
сотрудничестве со взрослым, с другими детьми, так и самостоятельно.
• Развивающая
среда группы должна быть вариативной, чтобы у каждого ребенка в соответствии с
его интересами и возможностями был выбор и возможность реализовать свою
инициативу (выбор игрушек, материалов, видов деятельности).
• Среда
должна быть информативной.
• Среда
должна постоянно обновляться, быть изменчивой вслед за изменением интересов и
образовательных потребностей детей.
Организация
отношений между участниками:
Для того чтобы повысить общее качество
образовательного процесса, все его участники: администрация, педагоги,
специалисты, дети и родители,
1. Регулярно работают в сотрудничестве
друг с другом.
2. Открыто оказывают друг другу помощь и
получают ее, предоставляют обратную связь, дают советы, делают критические
замечания и прислушиваются к ним.
3.Уважительно
относятся друг к другу за индивидуальный вклад, вносимый ими в общее дело.
4.Эффективно работают как единая
профессиональная команда
для достижения общей цели, такой,
например, как составление согласованного представления об актуальном уровне
развития детей
и группы в целом, планирование
согласованных действий, способствующих развитию детей и группы через разработку
тематических проектов или разработку индивидуального образовательного плана
развития ребенка.
5.Педагоги и специалисты работают в
качестве наставников с новыми педагогами, чтобы улучшить как свою собственную
профессиональную компетентность, так и нового педагога.
Для реализации целей инклюзии в ДОУ
работают специалисты разного профиля – психологи, дефектологи, логопеды,
воспитатели, педагоги дополнительного образования, медицинские работники. Для
эффективной работы в инклюзивной группе необходимо выстроить
различные схемы организации взаимодействия
специалистов. Эти схемы будут зависеть от состава детей инклюзивной группы, и
определяться сочетанием индивидуальных образовательных планов и Образовательной
программой.
Построение инклюзивного процесса в группе
детского сада:
Построение инклюзивного процесса в группе
детского сада выполняется следующим образом:
1. Диагностика индивидуальных особенностей
развития детей инклюзивной группы
·
Беседа и
анкетирование родителей
·
Диагностика развития ребенка
·
Наблюдение
за поведением в группе
2. Междисциплинарное оценивание ресурсов и
дефицитов ребенка, составление Индивидуального образовательного маршрута и
Индивидуального образовательного плана.
3. Планирование образовательного процесса
с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы.
4. Организация совместной
жизнедеятельности детей в условиях
инклюзивной группы.
Специально организованная
среда планируется и выстраивается совместно педагогами, специалистами и
воспитателями при участии родителей в процессе наблюдения за потребностями,
особенностями развития, самостоятельными действиями, интересами детей.
Там, где специалисты отмечают сложности и
препятствия, возникающие у ребенка в освоении окружающего мира, ребенку
предлагают способы, позволяющие преодолеть их. Среда выстраивается также в
соответствии с зоной ближайшего развития ребенка, что требует от взрослых
навыков наблюдения за процессом развития ребенка. Педагоги способствуют
взаимодействию детей в микро группах, через организацию
игровой, проектной и исследовательской деятельности.
Учреждение успешно реализует инклюзивную
практику, если:
·
все
дети, включенные в образовательный процесс
·
показывают
положительную динамику в развитии (особенно в развитии социальных навыков);
·
адаптированы
и приняты детской группой, с желанием посещают образовательное учреждение;
·
получают
помощь и поддержку в овладении образовательной программой.
родители детей с ОВЗ
·
понимают,
как перспективу развития их ребенка, так и актуальные задачи, и
ответственность, стоящие перед ними в процессе включения ребенка в
образовательную среду;
·
полноценно
участвуют в процессе обучения и развития своих детей;
·
проинформированы
и поддерживают режим пребывания ребенка в образовательном учреждении;
·
включены
в систему психолого-педагогического сопровождения ребенка.
родители всех детей, посещающих
инклюзивный класс
·
занимают
активную позицию сотрудничества и поддержки по отношению к семье «особого
ребенка», учителю, специалистам психолого-педагогического сопровождения.
педагоги
·
принимают
политику администрации образовательного учреждения по инклюзивному образованию;
·
реализуют
инклюзивную практику, используя как уже имеющийся профессиональный опыт и
знания, так и инновационные подходы к обучению, принимают участие в разработке
и реализации индивидуальных образовательных планов (индивидуальных планов или
программ развития в дошкольных образовательных учреждениях);
·
эффективно
взаимодействуют с родителями, и специалистами психолого-педагогического
сопровождения;
·
имеют
положительную мотивацию в осуществлении своей профессиональной деятельности;
·
имеют
информацию о возможных ресурсах как внутри образовательного учреждения, так и
вне его (в окружном ресурсном центре по развитию инклюзивного образования,
окружном методическом центре, общественных организациях) и активно их
используют в профессиональной деятельности.
специалисты психолого-педагогического
сопровождения
·
участвуют
в реализации инклюзивных подходов для задач социальной адаптации и развития
детей с ОВЗ и их одноклассников, используя при этом наиболее эффективные
инновационные технологии психолого-педагогического сопровождения;
·
действуют
в междисциплинарной команде, опираясь в планировании и реализации своей
профессиональной деятельности на коллегиальные решения и подходы;
·
эффективно
взаимодействуют с родителями, педагогами (воспитателями и учителями);
руководители образовательных учреждений
·
создают
условия для развития и поддержки инклюзивной культуры, формирования инклюзивных
ценностей и соответствующей атмосферы учреждения;
·
занимают
лидерскую позицию в формировании инклюзивной политики (стратегии) и тактики,
развитии инклюзивной практики в педагогическом коллективе;
·
понимают
важность оказания поддержки сотрудникам, отвечающим за координацию работы,
связанной с особыми образовательными потребностями.
представители администрации
образовательного учреждения
·
понимают
свою роль по отношению к детям с ОВЗ и их родителям,
связанную с их основным функционалом.
Зарубежный и отечественный опыт внедрения
инклюзивного образования в ДОУ показывает,
что создание инклюзивных детских садов способствует социальной
адаптации детей с ОВЗ с самого раннего возраста, развитию их самостоятельности
и независимости, и, что немаловажно, подталкивает современное общество к
изменению отношения к ним, учит здоровых детей видеть в других людях равных
себе независимо от их особенностей, быть более толерантными и прививает
уважение к людям с ограниченными возможностями.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 02.04.2019
Дата обновления: 02.04.2019
Дата публикации: 01.04.2019